С дореволюционного
периода сохранились несколько зданий: бывшие доходные дома, фиксирующие
начало ул. Гиршмана
(№
44 и № 46 по ул. Сумской). Первый из них был построен архитектором Ю.С.
Цауне в 1912 г. в эклектическом стиле, сочетающем черты классики и модерна.
На первом этаже, очень высоком, с большими арочными окнами был магазин
купца Аладьина. Два верхних этажа объединены трехчетвертными колоннами
ионического ордера. Здание украшено скульптурой в античном стиле, над
карнизом была балюстрада, на крыше - солярий с башней, где располагалось
летнее кафе. Сейчас фасад этого богатого пластикой здания реставрируется
(Рис. 13).
Дом
№ 46 принадлежал братьям Оршанским. Он был построен в 1910 г., автор проекта
неизвестен. Это здание, по сравнению с домом № 44, стоит ближе к проезжей
части улицы и своим высоким декоративным угловым щипцом хорошо замыкает
перспективу улицы на отрезке от ул. Совнаркомовской до ул. Гиршмана. За
этим домом прежде шел целый ряд мелких особняков. В 1950-х гг. на их месте
был построен большой жилой дом
(арх. П.Е.Шпара, П.И.Арешкин, Рис.14 ). Таких домов предполагалось построить
два, симметричных относительно оси внутриквартального сквера. Этим и обусловлено
наличие углового эркера с башенкой. Но второй дом так и не был построен,
благодаря чему сохранились несколько старых особняков. Один из них - бывшая
усадьба А. Красовской, затем - частная клиника проф. Авдаковой, а ныне
- противотуберкулезный диспансер. Это здание в псевдоготическом стиле
прежде было одноэтажным (арх. Г.Я. Стрижевский), в 1910-х гг. оно было
надстроено на один этаж по проекту И.И. Загоскина и В. Кричевского - известного
мастера украинского модерна (Рис.15).
На углу ул. Сумской и Иванова (бывш. Ветеринарной)
был маленький двухэтажный домик в стиле романтизма, принадлежавший Семигаевскому.
На первом этаже была аптека. (Рис.
16). На его месте в 1950-х гг. было построено крупномасштабное здание
ин-та ГИПРОКОКС по проекту ученицы А.Н. Бекетова Е.А. Любомиловой (Рис.17).
Здание хорошо отвечает градостроительному масштабу окружающего пространства,
отличается хорошими пропорциями и высоким качеством отделки. На первом
этаже, так же, как и в старом здании, находится аптека с прекрасным интерьером,
оформленным встроенными декоративными дубовыми шкафами
В 1918 г.
Харьков стал столицей Украины. С этого момента в городе начинается активизация
творческих архитектурных сил. Авангардные идеи "новой архитектуры", "нового
социалистического города" в первые годы после революции не могли быть
реализованы из-за жестокого жилищного кризиса. Многочисленные строительные
организации вели бессистемную застройку. В начале 1920-х гг. акционерное
общество "Индустрой" стало регулятором всей архитектурно-строительной
деятельности. 25 января 1926 г. в Харькове создается Архитектурное общество.
Основной ареной борьбы архитектурных идей стали конкурсы. В которых участвовали
самые известные архитекторы-новаторы послереволюционной эпохи. К началу
1930-х гг. эпоха мелких реконструкций сменяется эпохой крупных градостроительных
решений, т.к. земля перестает быть частной собственностью. При этом часто
уничтожались ценные
здания и памятники архитектуры. В Москве таких зданий было уничтожено
более 400. В Харькове обошлись значительно меньшими потерями. На Сумской
в начале 1930-х гг. исчезла Мироносицкая церковь и близлежащие постройки:
здесь было решено создать новый культурно- общественный центр города.
Главным сооружением здесь должен был стать театр нового типа - "Театр
массового музыкального действа". Был объявлен Всесоюзный конкурс на воплощение
этой идеи. Театр должен был соединять в себе множество функций, совмещая
в себе цирк, театр и кинотеатр, осуществлять различные виды трансформации
сцены, позволяя "окружать зрителя действием". В этом конкурсе, проведенном
в 1930 г., одержали победу известные советские архитекторы-конструктивисты
братья Веснины. (Рис. 18). Проект дал решение очень многих сложных вопросов
в лаконичной и композиционно уравновешенной форме, имеющей открытый, общественный
характер. Имелось несколько вариантов трансформации сцены, была задумана
возможность прохождения через сцену праздничных демонстраций. Зал окружен
киногалереей, позволяющей
давать проекции на сцену и потолок зала. Этот проект был принят к реализации,
но в период его разработки стиль конструктивизм стал подвергаться критике
и началось усиленное насаждение псевдоклассических форм, больше соответствующих
духу сталинской империи. Проект несколько раз перерабатывался, началось
строительство здания. Но после перенесения столицы в Киев оно прекратилось.
На заложенном под сценическую коробку фундаменте был построен жилой дом,
а в сквере - устроено троллейбусное депо. После
войны здесь был заложен сквер "Победа" с известным фонтаном "Зеркальная
струя" (арх. В.И. Корж, рис.19 ). Построенный же позже новый театр (его
строили с перерывами в течение 25-ти лет) по проекту киевских архитекторов
С.Н. Миргородского, В.Д. Елизарова, Н.В. Чупрыны и Р.Н. Гупало, явно немасштабен
окружающему пространству и своим объемом закрыл возможность транспортной
связи ул. Сумской с ул. Клочковской. (Рис.20 ). Заложенные на глубину
45м. Свайные фундаменты помешали прокладке линии метро, что нарушило уровень
грунтовых вод. Это гигантское здание - памятник советской расточительности:
на его строительство ушло 5000т. металла.
Еще один результат Всесоюзного конкурса,
к счастью, весьма удачно реализованный в нашем городе - памятник Т.Г.
Шевченко (Рис.
21). Конкурс проводился трижды с 1929 по 1933 гг., в результате победу
одержали ленинградцы: скульптор М.Г. Манизер и архитектор И.Г. Лангбард.
Удачный тандем архитектора и скульптора позволил создать оригинальное
по композиции, удачное по масштабу и хорошо согласованное с планировочным
решением парка произведение монументальной скульптуры. Известный скульптор,
выпускник Петербургской Академии Художеств, создал десятки памятников,
но эта работа, сочетающая в себе черты классики с чисто авангардными приемами
объемно-пространственной композиции - наиболее яркая из них. Для скульптора
позировали известные украинские актеры: Н. Ужвий, А. Сердюк, И. Марьяненко,
А. Бучма. Фигуры отлиты из бронзы, общий их вес - 33 т. После установки
памятника в 1935 г. проведена реконструкция сада по проекту проф. Ко-лесникова
и арх. Ширшова на основе трехлучевой системы аллей, ориентированных на
памятник. Таким образом, памятник стал главным пространствообразующим
элементом, связывающим сад им. Шевченко с ул. Сумской, а через сад идут
удобные связи с ул, Клочковской и с районом Госпрома.
Как раз напротив
сада им. Шевченко находится здание Харьковского Университета Строительства
и Аархитектуры, построенное в 1927 г. по проекту арх. А.Г. Молокина и
Г.Д. Иконниково, которое своим глубоким курдонером оживляет застройку
улицы. По своей стилистике оно носит конструктивистский характер, но порталы
входов решены с применением стилизованного ордера. Пристройка вестибюля
и замена деревянных дверей на металлические в 1960-х - 70-х гг. основательно
изменили характер фасада. Фасад имеет активное пластическое решение: крупномасштабные
балконы, вертикальные лопатки, крупную рустовку первого этажа. В здании
применены новые для 1920-х гг. конструкции: монолитный железобетон с легким
заполнителем, рамный железобетонный каркас и монолитные часторебристые
перекрытия. (Рис.22).
В конце 1920-х гг. была осуществлена частичная реконструкция зоопарка:
появились павильоны в стиле конструктивизма (обезьянник, антилопник, слоновник,
вольер для птиц, аквариум. Арх. П.З. Крупко, Ю. Афанасьев). В послевоенный
период на территории сада была размещена организация Зеленстрой, которая
осуществляла его реконструкцию. Здесь работали архитекторы А.С. Маяк,
Б.Г. Клейн, инженер Ф.И. Савусская, дендрологи И.Б. Меликенцев, А.Д. Ганаева.
В саду собрано более 80-ти пород редких и экзотических растений, приспособленных
к местному климату. В 1955 г. в честь 300-летия воссоединения Украины
с Россией и 300-летия Харькова была построена монументальная лестница
с каскадом, сейчас, к сожалению, разрушающаяся. В 1960 г. построено здание
ресторана "Кристалл" (арх. Б.Г. Клейн, Г.А. Соколова), в 1968 г. - одно
из первых в СССР зданий с применением вантовых седлообразных конструкций
перекрытия - киноконцертный зал "Украина" (арх. В.С. Васильев, Ю.А. Плаксиев,
инж. Л.Б. Фридган, В.А. Реусов, рис.23 ).
Сад им. Т.Г. Шевченко и примыкающая к
нему площадь Свободы (бывш. Дзержинского) создают огромное пешеходное
пространство, фактически, новый центр города, удобно связанный с новыми
районами Загоспромья Павлова Поля. От площади начинается следующий участок
улицы, который заканчивается в районе городского Парка культуры и отдыха
им. А.М. Горького. Начало этого участка сформировалось до 1-й Мировой
войны. Здесь были построены, в основном, большие доходные дома высотой
до 7-ми этажей. Самые примечательные из них, внесенные в реестр памятников
архитектуры и ценных зданий: дом № 82, бывший доходный дом Мовшовича,
построенный по проекту архитектора В.А. Эстровича, выпускника Петербургского
института гражданских инженеров в 1910-1912 гг. в стиле неоренессанса
с применением большого композитного ордера и скульптуры в римском стиле
(Рис.24 ), здание гимназии для слепых детей, построенное в 1892 г. по
проекту И.И. Загоскина и Ф.И. Шустера. (Рис. 25). В 1912 г. к этому
зданию была пристроена домовая церковь по проекту арх. В.В. Величко.
Интересны здания, построенные по проектам известного мастера харьковского
модерна А.М. Гинзбурга ( № 51, 88, 108, рис. 26-28).
К началу 1-й Мировой войны граница застройки
Сумской проходила в районе современной ул. Маяковского. Активное пластическое
решение этого перекрестка, начатое А.М. Гинзбургом
в доме № 108 ,было продолжено уже после революции в стиле конструктивизм.
Особенно выразително фиксирует перекресток башня с угловыми балконами
дома №71 (Арх. В.П.Костенко и др. 1930г. Рис. 29). Дом напротив, построенный
в 1928г. для треста "Югосталь", решен уже в формах сталинского неоренессанса
( Рис. 30, арх. А.В. Линецкий, М.Ф. Покорный).
Мы прошли
около 7-ми км. по улице Сумской - главной улице нашего города. Многие
любят ходить по ней пешком: здесь есть, что посмотреть, и каждый может
найти себе занятие по душе: пойти в театр, музей, зоопарк, посетить ярмарку
на площади или увидеть праздничный концерт и фейерверк.
Поборники национальной
идеи собираются у памятника Шевченко, а поэты - у Зеркальной струи, и
улице Сумской посвящают свои стихи:
Я иду
по Сумской.
Ослепительно солнце,
Но прохладою сквер манит.
Навевая покой,
Мелодичной бессонницей
Тихо струя звенит.
А над нею - ажур
Легкокрылой беседки,
Что стремительно рвется вверх.
Затаился амур
За еловою веткой
И надеется на успех.
Разомлев от жары, Ивы свесили косы
И уснула в пруду вода.
Я, на время сбежав
От толпы стоголосой,
Так люблю приходить сюда.
На минутку зайду
И послушаю пенье
Сизой горлицы и синиц.
Кроху счастья найду -
Улетит невезенье
Под негромкие песни птиц:
Пережду самый зной,
Посмотрю, как роняют
Перья на воду воробьи.
Как амур озорной,
Притаившись, стреляет
В те сердца, что хотят любви.
( Ольга Беда )
На улице Сумской
Я вас увидел сквозь метель -
Был снегопад, был град,
Затем звенел апрель.
На улице Сумской
Я каждый вечер вас искал
И шанс увидеть вас не упускал.
Забавный капюшон,
Коротенькая шубка,
Нырнули в телефонный автомат.
Я шел за вами вслед
И впитывал, как губка
Духов французских тонкий аромат.
На улице Сумской
Я появлялся день деньской,
Был снегопад, был град -
Не помню, в год какой.
На улице Сумской
Я встретил бабушку с клюкой,
За ней плыл аромат любимый мой.
Забавный капюшон,
Коротенькая шубка,
Я шел за вами столько долгих лет.
Знакомый силуэт -
Ах, вы - моя голубка!
Но девяносто стукнет мне в обед.
(Элеонора Булгакова)