Мирная, созидательная жизнь харьковчан была прервана второй мировой войной. С началом войны вся
работа в городе мобильно перестраивалась на военный лад. Началось массовое
производство танков, самолетов, орудий, минометов, боеприпасов, военного
снаряжения. И это в условиях, когда более 100 000 мужчин ушли добровольцами
на фронт, а 85 000 вошли в полки народного ополчения. Харькову выпала тяжелая
судьба: после упорных боев советские войска были вынуждены оставить Харьков
24 октября 1941 года и начался черный период фашистской оккупации. Об этом
можно многое рассказать особо (см. Харьков в военные годы) , достаточно
упомянуть, что первый международный трибунал по поводу преступлений нацизма
состоялся не в Нюрнберге, а в Харькове в 1943 году, после освобождения города,
и материал для обвинений был собран тут, на месте преступления. Оккупанты
почти полностью уничтожили 500 промышленных предприятий, в первую очередь
- гиганты машиностроения (тракторный, электромеханический, турбинный, станкостроительный
заводы, "Серп и молот"), разрушили железнодорожный узел, телеграфную и телефонную
связь, электростанции, коммунальное хозяйство, медицинские учреждения, 1
600 000 кв. м жилой площади.
После освобождения Харькова была начата напряженная работа по его восстановлению,
причем населению города помогала вся страна: и оборудованием, и стройматериалами,
и продовольствием, и кадрами. В 1945 году в городе уже работало 600 промышленных
предприятий, в 1948 промышленность Харькова вышла на довоенный уровень выпуска
продукции, в 1956 году объем промышленного производства превысил уровень
1940 года в четыре раза. Харьков вернул себе славу крупнейшего машиностроительного
центра Украины, производя тепловозы, самолеты, тракторы, турбины, металлорежущие
станки, электромоторы, горное и химическое оборудование, приборы и средства
автоматизации, оборудование для легкой и пищевой промышленности.
В
1980 году в Харькове действовали 60 производственных объединений, важнейшими
из которых были: тракторостроительное, Электротяжмаш, моторостроительное
"Серп и молот", станкостроительное, авиационное, "Турбоатом", объединение
по выпуску агрегатных станков. Харьковские мощные тракторы прокладывали
дорогу к Южному полюсу, реактивные лайнеры использовались на международных
авиалиниях, металлорежущие станки с программным управлением, моторы, электроаппаратура,
средства автоматики и связи, велосипеды, телевизоры, фотоаппараты отправлялись
во все уголки СССР и экспортировались в 60 стран мира.